Отношение родителей к слухопротезированию детей раннего возраста - проблема, требующая внимания общества
Подавляющее большинство детей с нарушениями слуха нуждается в эффективной специальной помощи, включающей дигностику нарушений слуха, слухопротезирование и специальное образование. Адекватное слухопротезирование приобретает исключительную социальную значимость как метод компенсации недостатков слухового восприятия, который обеспечивает возможность адаптации слабослышащих детей к социуму, интеграцию их в общество.
Тесное взаимодействие специалистов и родителей на всех этапах реабилитационного процесса обеспечивает его максимальный успех. Однако, отношение родителей к слухопротезированию детей - сложный и не всегда управляемый процесс.
Благодаря введению программы аудиологического скрининга с элементами пренатальной диагностики, постепенному оснащению детских сурдологических центров диагностической аппаратурой, осведомленности неонатологов и участковых педиатров, ранняя диагностика нарушений слуха у детей перестала быть нерешенной проблемой.
Но, как выясняется, после установления диагноза специалисты сталкиваются с куда более сложной ситуацией, в которой их позиция не всегда выглядит убедительно.
Справедливое утверждение, что для ранней реабилитации ребенка с нарушениям слуха нет ничего более неотложного и важного, как постоянное ношение индивидуальных слуховых аппаратов, многими родителями встречается без энтузиазма. Эта часть родителей убеждена, что необходимо оформить ребенку инвалидность, получить бесплатно слуховые аппараты, но носить их постоянно вовсе не обязательно. Напротив, постоянное ношение слуховых аппаратов, по их представлениям, вредит ребенку и оказывает неблагоприятное воздействие на остаточный слух. Такое бытующее “в народе” мнение упорно поддерживается до сих пор.
Естественно через некоторое время становится понятно, что ребенок развивается с отставанием, не может посещать обычный детский сад, а впереди ждет школа для слабослышащих или глухих. Однако сенситивный период развития речи упущен, и восполнить это упущение почти невозможно. Ситуация воспринимается семьей как неизбежная, ребенок оформляется в детское образовательное учреждение интернатного типа. С этого момента специалисты сурдологического центра видят его регулярно с частотой 1 раз в 2 года строго по необходимости оформления медицинских документов на переосвидетельствование. Традиция негативизма к слуховым аппаратам переходит в полное к ним небрежение, а детей привозят издалека, но всегда без слуховых аппаратов. Таких родителей, к нашему большому сожалению, не менее одной трети.
Другая часть родителей, услышав впервые о том, что у ребенка выявлено нарушение слуха, начинает метаться в поисках “панацеи”. Ищут консультантов, едут в столичные города, приобретают слуховые аппараты, иногда несколько штук. в период этих поисков с ребенком не занимаются, дорогое время ранней реабилитации уходит безвозвратно. Такая потеря может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. По возвращении к регулярному наблюдению выясняется, что инвалидность ребенку не оформили. Как правило, дети из этой группы имеют сложную структуру дефекта при потере слуха небольшой степени. Часто ситуация заканчивается воспитанием, а впоследствии и обучением в ДОУ вспомогательного уровня.
Третья часть родителей - их гораздо больше, считает, что маленького ребенка протезировать нужно обязательно. Но эта группа удивительно неоднородна по отношению к специфике нарушения.
Часть родителей видит в слуховом аппарате чудесное избавление от всех бед: надели аппарат - ребенок сразу все услышал и заговорил. Если этого не происходит, то начинается поиск виновного. Можно сменить аппараты, но зачем так часто и много заниматься с сурдопедагогом, консультироваться с сурдологом, неврологом, психологом, дефектологом, слухопротезистом? А главное - зачем так много заниматься с ребенком дома? Ведь у него же очень хорошие, импортные, цифровые слуховые аппараты, с индивидуальными вкладышами?
Ваш запит успішно відправлено!
У найближчий час з Вами зв'яжеться специаліст
call-центра і уточнить всі питання.
И только не самая многочисленная часть родителей пытается понять, что надо сделать и чем помочь своему ребенку, которому в таком нежном возрасте команда специалистов постаралась подобрать современные слуховые аппараты. Эти родители - помощники, которые спрашивают, слушают, читают и думают. Они осмысленно идут на определенные издержки и неудобства ради того, чтобы малыш воспитывался в окружении звучащей речи, а слуховые аппараты были тщательно настроены в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха.
Они с пониманием относятся к сложностям, которые испытывают специалисты при работе с младенцами и детьми раннего возраста. Как правило, в этой группе детей самые утешительные результаты слухоречевой реабилитации, которые позволяют ребенку успешно развиваться в дальнейшем.
Все сказанное выше - только небольшая часть многообразных и сложных взаимоотношений между родителями детей с нарушением слуха и окружающим миром, частью которого являются специалисты сурдологических центров.
Несмотря на участие широкого круга специалистов, в т.ч. психологов, социальных работников, педагогов, окружающих семью со слабослышащим ребенком с первого момента обращения в сурдологический центр, не всегда удается быстро преодолеть годами формировавшиеся в обществе представления. К несчастью, за потерянное по вине взрослых драгоценное время нереализованных возможностей ранней реабилитации, дети расплачиваются впоследствии своей судьбой.
Во многом система помощи детям с нарушенным слухом нуждается в пересмотре и изменении.
Число детей до 3 лет, чьи родители озабочены выбором образовательного маршрута - 7.2%. Назрела необходимость создания центра раннего вмешательства.
Основная проблема родителей - “определить” ребенка в детский сад и в первый класс (54,3%). Численность группы от 7 до 14 лет в значительной степени поддерживается детьми, перешагнувшими семилетний рубеж, но еще пребывающими в дошкольном периоде (39,9%). Число таких детей не уменьшается в последние годы. Чаще всего это связано с нарушениями психологического развития, осложняющими жизнь слабослышащего ребенка. В этом случае родители не всегда позитивно настроены на выбор образовательной программы, а иногда просто считают, что их ребенку в первый класс не поздно пойти и в 9-10 лет.
Основная часть детей-инвалидов, имеет инвалидность по нарушению слуха (82%). У всех детей данной группы были социально значимые потери слуха, т. е. бинауральное снижение слуха не менее 56 Дб и связанное с этим ограничение способности к общению и обучению. Практически, все дети протезированые бинаурально, но постоянно носят два слуховых аппарата только 52% из них.
В 2% случаев раньше нарушения слуха было выявлено нарушение зрения, и инвалидность оформлена с учетом ведущего дефекта. У части детей (16%) снижение слуха не носило характер социально значимого нарушения, но ведущими были проблемы с развитием речи и психологическим развитием.
В структуре нарушений слуха ведущие позиции (83,1%) занимают тяжелые потери - тугоухость ІІІ, ІV степени (потеря слуха от 56 до 90 Дб по Международной классификации) и глухота (потеря слуха>91 Дб). Снижение слуха І-ІІ степени в группе детей, составило почти 17%. Такая потеря слуха при адекватном слухопротезировании, безусловно, позволяет детям обучаться в других образовательных учреждениях. Значительным резервом для развития интегративного обучения являются 29,5% детей, имеющих ІІІ степень потери слуха: при соблюдении тех же условий - адекватного раннего слухопротезирования. При сохранном интеллектуальном развитии такие потери слуха хорошо компенсируются, и дети могут обучаться в общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками. Однако перспектива расширения интегративного обучения в области не находит поддержки.
Серьезные трудности в последние годы представляет проблема выбора и приобретения профессии подростком с нарушенным слухом и вопрос продолжения образования.
Основной части детей рекомендовано обучение в ДОУ для детей с нарушениями слуха (68%). В 19 % случаев (почти 1/5) обучение в ДОУ для детей с нарушениями слуха не рекомендовано. В 13% случаев рекомендовано дополнительное обследование с целью уточнения диагноза.
Реальное выполнение рекомендаций с учетом позиции родителей выглядит следующим образом:
- 7.3% - массовые ДОУ;
- 65.9% - посещают ДОУ І-ІІ вида;
- 10,8% - ДОУ V-VI вида;
- 2.9% - ДОУ VІІ-VIІІ вида;
- 2.2% - обучаются по индивидуальным программам;
- 10,9% - не посещают ничего.
Сегодня качество жизни ребенка с нарушенным слухом определяется ранним адекватным слухопротезированием, организацией образовательного маршрута, интеграцией в коллектив сверстников, адаптацией к требованиям сообщества. Эти вопросы невозможно решить без участия родителей. Позиция родителей в первые месяцы жизни малыша, после установления диагноза во многом определяет его дальнейшую судьбу. Поэтому, особенности взаимоотношений специалистов с семьей требуют внимания ведомств образования, здравоохранения и социальной защиты.
Пройти диагностику и реабилитацию слуха можно в специализированном центре "Беттертон". Главное его преимущество - узкая специализация. Тут работают опытные сурдологи, которые проводят достоверную диагностику на современном медицинском оборудовании от ведущих производителей. Специалисты диагностируют и помогают подобрать варианты слухового протезирования. Услуги центра: подбор и настройка аппарата, техническое обслуживание, помощь в адаптации, консультирование. Обратившись в Центр Слуха "Беттертон" Вы возвращаете ребенку радость общения!