А вы знаете, какие они — дети с аутизмом?
На протяжении многих лет психиатры прилагали максимум усилий, чтобы адаптировать аутистов к обществу и сделать их поведение «как у всех». Таким образом, терапия травмировала психику аутистов и еще больше усугубляла ситуацию. Разберем один клинический случай, который уже на протяжении 45-ти лет вызывает множество споров. Надя Хомынь – ребенок, рожденный в украинской семье, эмигрировавшей в Ноттингем. В младенческом периоде она была пассивным малышом с задержкой развития. Ее удивительные способности начали проявляться в три года, когда она начала рисовать всадников на лошадях. В ее эскизах прослеживался правильный ракурс, соблюдались пропорции, что позволяло считать ее рисунки работой студента-искусствоведа.
С трех до семи лет у нее наблюдался самый плодотворный период. При этом Надя не отличалась активностью среди детей, не умела общаться со сверстниками и лишь изредка неуместно выкрикивала. Начиная с 7-летнего возраста терапия, проводимая ей, стала включать методики для расширения коммуникабельности. К 9-ти годам девочка лучше освоила навыки общения, однако утратила способность к рисованию и начала изображать лишь каракули. Свое возмущение высказывала Найджел Деннис, Оливер Сакс по поводу принудительной терапии для таких детей. Они привели пример с близнецами, которые имели способность запоминать числа, однако на фоне лечения утратили эту исключительную память.
Первооткрывателем аутистического расстройства считается австриец Ганс Аспергер. Он был педиатром. Позднее эту заслугу присвоили психиатру Каннеру, который ввел более жесткую характеристику аутизма и считал его формой детского психоза. В 80-х годах 19 столетия Лорна Винг все же доказала правоту Аспергера и восстановила справедливость, разделив аутизм на высоко- и низкофункциональный.
С Каннером ассоциируются предрассудки о развитии аутизма вследствие недостаточной любви родителей к детям. На протяжении нескольких десятилетий считалось, что аутисты должны госпитализироваться в медучреждения закрытого типа, где они подвергались экспериментальной терапии.
Ваш запит успішно відправлено!
У найближчий час з Вами зв'яжеться специаліст
call-центра і уточнить всі питання.
Долгие годы они считались угрозой для общества. В 1980-х годах психолог из Калифорнии предложил использовать электрошокер для подавления у аутистов повторяющих движений. На сегодняшний день используется его методика прикладного поведенческого анализа, которая направлена на трансформацию детей из «необычных» в «таких как все». Сильберман рассказывал о воспоминаниях аутистов, как их в детстве заставляли копировать поведение других ребят.
Понимание проблемы
На сегодняшний день отношение к аутистическим расстройствам меняется. Терапия направлена на понимание аутистов, а не их подавление и изменение. Они имеют особое мышление, которое уже не считается психическим отклонением. Таким образом, возвращаемся к теории Аспергера, который указывал на определенные особенности детей, которые нельзя относить к недостаткам.
Классическая психиатрия относила аутизм к категории дефицита — отсутствию способности к соцадаптации. Такое мышление не позволяло объяснить, почему такие дети имеют определенные сверхспособности. Так, никто не мог понять, как Надя Хомынь, не умеющая завязывать шнурки, изумительно рисовала картины. В то же время было непонятно, как близнецы Сакса с задержкой умственного развития могли быстро запоминать и работать с числами.
Ранее аутистические расстройства относились к группе «недостатков» у людей, поэтому подвергались лечебной коррекции. Гиперразвитие определенных способностей расценивалось как возможную компенсацию мозга за имеющийся дефицит. Одной из первых попыталась изменить подход к пониманию проблемы Мишель Доусон. Она рассматривала аутизм как специфический тип мозговой организации. Ее совместные исследования с коллегами установили, что люди с аутизмом имеют особую форму обработки информации. Они уделяют большее значение деталям, утрачивая возможность увидеть картину в целом.
Данная форма мышления отличается от нашей, однако не может считаться патологической. Например, мы воспринимаем фразу как одно целое и выделяем суть. В то же время аутик обращает внимание на конкретные слова и не может сконцентрироваться на теме разговора. Такое мышление называется «снизу вверх». Оно используется в науке, что позволяет акцентировать внимание на подтвержденных фактах.
Заключение
Предвзятое отношение к людям, имеющим аутистические расстройства, сохраняется в психиатрии и в наше время. Однако в сравнении с прежним мнением о том, что аутики — это злые неадекватные люди, на данный момент все выглядит значительно проще. Кроме того, философии, социуму и психиатрии будет не лишним обратить внимание не детали. Это поможет понять, почему завязывание шнурков для них считается показателем большей развитости, чем умение реалистично изображать лошадь.